Впервые опухоль из лимфоидной ткани, лимфому, в 1832 году описал Томас Ходжкин, и этот класс опухолей стали называть его именем. О том, какие виды лимфом бывают, как их сегодня диагностируют и лечат, рассказал главный онколог-радиолог ГК «ММЦ», д.м.н., профессор Павел Олегович Румянцев.
Открытие Ходжкина оказалось лишь верхушкой айсберга: в дальнейшем были обнаружены другие, «не ходжкинские» опухоли лимфоидной системы, или неходжкинские лимфомы. На сегодня подтверждено существование более 60 разновидностей лимфом, отличающихся по источнику возникновения, способу и скорости развития, генетическим, биохимическим и биологическими свойствами. Таким разнообразием вариантов, пожалуй, не располагает ни один другой тип опухолей тела человека.
Заболевание проявляется патологическим увеличением лимфатических узлов вследствие неконтролируемого деления лимфоцитов с генетическими поломками. При этом следует четко различать такие состояния от инфекционно-воспалительных процессов или метастазов в лимфоузлы других типов опухолей (солидных, не онкогематологических). Для правильной диагностики и подбора лечения требуется обязательное проведение гистологических, иммуногистохимических и молекулярно-генетических исследований. Большое разнообразие форм заболевания и вариантов его лечения требует от специалистов знаний в области патологической анатомии, молекулярной генетики, гематологии, онкологии и иммунологии. В связи с этим выделяют отдельное направление — онкогематология, которая совмещает все эти знания и опыт лечения.
Существует дополнительный раздел в клинической практике по иммунодефицитным осложнениям большого спектра лимфом и лимфоидных лейкемий, как на стадии лечения, так и на стадии реабилитации. И наоборот, существуют специфические виды лимфом, описанных при различных иммунодефицитных состояниях.
Классификации лимфом и лимфоидных лейкемий распределены по трем основным классам: лимфомы Ходжкина, B-клеточные, и Т- и NK-клеточные опухоли лимфоидной природы. Лимфомы и лимфоидные лейкемии могут проявляться как поражением единичных лимфоузлов, так и массивным их вовлечением, поражением костного мозга и центральной нервной системы.
Чем более ранний, углубленный и современный диагностический алгоритм применен, тем точнее диагноз и эффективнее лечение. Огромную роль в этом играют и современные методы лучевой визуализации — от УЗИ до ПЭТ/КТ, которые позволяют определить не только стадию и активность опухолевого процесса, но также являются средством навигации для хирургии и лучевой терапии. В последующем эти методы позволяют оценить комплексный эффект лечения, а также выявить рецидив заболевания на ранней стадии. Лечение осуществляется в виде системной противоопухолевой химиоиммунотерапии или может быть комбинированным, с применением радиотерапии и других методов терапии. Выбор оптимальной терапевтической комбинации определяется с учетом полномерной информации о клеточном типе и молекулярных характеристик конкретной опухоли и состояния пациента. В ходе лечения иногда приходится применять различные виды трансплантации костного мозга.
Современным, перспективным и высокоэффективным для инкурабельных пациентов высокотехнологичным методом селективного лечения широкого спектра лимфом является применение клеточной терапии. Для этого используют полученные с помощью генной инженерии из собственных лимфоцитов пациента Т-лимфоциты с химерным антигенным рецептором (CAR-T). Индивидуально полученные CAR-T лимфоциты способны селективно уничтожать клетки лимфомы в организме пациента. Современные технологии позволяют изготавливать данный лечебный клеточный «элексир» в лаборатории специализированной клиники с индивидуальным «обучением» и дозированием Т-клеточного «элексира» для каждого конкретного пациента. Спектр применения CAR-T клеточной терапии постоянно расширяется. Существуют серьезные предпосылки для выхода этого подхода из узкой ниши онкогематологических заболеваний на широкое применение для других типов опухолей, в том числе и солидных, по мере совершенствования биотехнологического направления в онкологии.